Полевое снаряжение:

поясной ремень из кожи или кожезаменителя,
Y-образные плечевые лямки (типа подтяжек) из кожзама;
на поясной ремень вешаются:
подсумок для 3 магазинов АК,
подсумок для 2 гранат,
фляжка,
лопатка,
штык-нож.
К плечевым лямкам сзади в районе поясницы крепится плащ-палатка. Но плечевые лямки выдавались не везде и не всегда, и очень часто солдатам приходилось обходиться одним только поясным ремнем.

Камуфляж советский

Полевое снаряжение (по современному — разгрузочная система) в сборе

Камуфляж советский

Магазинный подсумок

Камуфляж советский

Гранатный подсумок

Камуфляж советский

Фляжка


Камуфляж советский

Лопатка

Для переноски сухого пайка, смены белья, котелка и тому подобного имущества использовался вещмешок, иногда в просторечии называемый «сидором». К нему же, согласно наставлениям, крепилась скатанная шинель.

Камуфляж советский

Вещмешок

Камуфляж советский

Вещмешок

Камуфляж советский

Вещмешок

Здесь я сделаю небольшое отступление. Вещмешок стал одним из символов отсталости и неудобства нашего снаряжения. Но нужно учитывать, что предназначен он для переноски очень небольшого количества имущества. Много ли весят смена белья, мыло и пара банок консервов? А на больший вес он и не рассчитывался. То, что в Афганистане и Чечне его носили вместо туристических рюкзаков — это не от хорошей жизни было. В отсутствии рюкзаков виноваты руководители, отвечавшие за снабжение, но никак не «сидор». Со своей задачей — переносом самых необходимых вещей — он справлялся довольно сносно.

Обязательным предметом в боевой выкладке солдата был противогаз. Он переносился на левом боку в специальной сумке, которая висела на одной лямке через плечо, а другой лямкой охватывалась вокруг пояса, чтобы не болталась на бегу.


Камуфляж советский

Противогаз

Офицеры и сержанты носили полевые сумки для карт и документов.
Носились они на тонком ремешке через плечо.
Камуфляж советский

Полевая сумка.

Для защиты головы от осколков применялась каска СШ-68 (стальной шлем образца 1968 года).
Камуфляж советский

СШ-68

Камуфляж советский

СШ-68

Камуфляж советский

сш-40

Камуфляж советский

Подвес американской каски М1

От каски СШ-40 времен войны она незначительно отличалась более конической формой, в то время как СШ-40 более круглая. Подвес у нее неудобный, в отличие от западных касок. Западные имеют подвес в виде кожаного ремешка, охватывающего голову, надеваются «на босу голову» или поверх тонкой вязаной шапочки, советскую же носить можно только поверх головного убора (пилотки), иначе голове просто больно. Зато нашу можно одеть зимой поверх ушанки.


Несколько особняком стояла экипировка десантников. У них были специальные десантные сапоги со шнуровкой сбоку, чтобы не слетали при прыжке с парашютом, комбинированный котелок-фляга («комбер») и рюкзак десантный образца 1954 года РД-54 («эрдешка», «эр-дэ»).
Камуфляж советский

Десантные сапоги

Камуфляж советский

Десантные сапоги

Камуфляж советский

Комбинированный котелок, в просторечии «комбер». Фляжка вставляется в котелок, котелок в подкотельник, и все это укладывается в чехол. Такая вот матрешка. Фляжка в котелок вставляетя плотно, поэтому когда между ними попадает песок, то фляжку вытащить трудно.

Камуфляж советский

РД-54

РД-54 представляет собой небольшой плоский ранец. К плечевым лямкам пришиты подсумок под два магазина АК и подсумок под две гранаты. Он специально приспособлен для прыжков с парашютом.


и десантировании ранец опускается на задницу, оставляя спину свободной для парашюта. После приземления боец сбрасывает парашют и сразу готов вступить в бой, не тратя время на распаковывание и надевание снаряжения. Иногда встречаются люди, приписывающие РД-шке какое-то фантастичекое удобство, которого нет у современных рюкзаков, но это, конечно же чушь. Да, он стал легендой Афганистана, но это потому, что других рюкзаков не было. Единственный плюс этого ранца — приспособленность для прыжков с парашютом. Остальные же фантастические качества — это мнение людей, не пробовавших ничего слаще морковки.

Камуфляж советский

РД-54, опущенный на задницу. Теперь спина свободна для парашюта.

Камуфляж советский

Десантник в прыжковом комбинезоне и десантном снаряжении.

Камуфляж советский

Десантник в прыжковом комбинезоне и десантном снаряжении.

Для маскировки применялись маскхалаты, раздельные или в виде комбинезона. Они шились из тоненькой х/б ткани и надевались поверх обычной формы. Впрочем, в жару бойцы часто надевали маскхалаты прямо поверх белья. Сейчас тоже так часто носят.

Это основной рисунок камуфляжа Советской армии. Официальных названий рисунков камуфляжа в СССР не было, либо они неизвестны широкой публике, но сейчас в Интернете более-менее устоялись сленговые названия. Такой рисунок называют «березка-серебряный лист». Может быть, где-то встречались маскхалаты других расцветок, обычно оставшихся с ВОВ, но «березка» была единственной массовой.


Камуфляж советский

Камуфляж советский

Также для маскировки применялся КЗС – костюм защитный сетчатый.
Камуфляж советский

КЗС

Вообще-то он относился к средствам защиты от оружия массового поражения и должен был надеваться поверх ОЗК (общевойсковой защитный комплект – прорезиненный костюм химзащиты) для защиты от светового излучения при ядерном взрыве. То есть бабахнул ядрен-батон, КЗС задымился и сгорел, а резиновый ОЗК под ним целый. А дешевый КЗС не жалко, вещь одноразовая. Но одевали его и для маскировки. Он был сделан из ткани, фактурой напоминавшей мешковину, такая же рыхлая, но в отличие от мешковины, мягкая и приятная на ощупь. Благодаря рыхлой фактуре и удачным цветам камуфляжа он отлично маскирует. Но ткань тонкая и хлипкая, долго не протянет.

Камуфляж советский

Фактура ткани КЗС

Спецназ ГРУ имел «костюм прыжковый для спецподразделений», на жаргоне – «мабута».


Камуфляж советский

Эта форма заслуживает отдельной статьи. Упомяну только, что, по одной из версий, названа она была в честь африканского диктатора Мобуту, против которого якобы воевали советские спецназовцы. Так это было или нет – мне неизвестно. Состояла эта форма из мешковатых брюк, немного похожих на галифе и по отзывам очень удобных, короткой куртки по пояс с двумя нагрудными карманами и кепки с отворачиваемыми «ушами». Брюки имели два обычных боковых врезных кармана, два набедренных кармана спереди (в отличие от западных видов униформы, на которых набедренные карманы были с боков) и длинного кармана под нож на бедре справа-сзади. Мабут было несколько моделей, отличавшихся цветом и немного покроем. Был и зимний вариант. Именно «мабуту» носит прапорщик Дыгало в «9 роте».
Примечание. В армии слово «мабута» имеет еще один смысл. Десантники, морпехи и спецназ презрительно называют так все остальные войска: «кто не прыгал с парашютом, называется мабута».

Ниже приведены фотографии различных вариантов «мабуты».

Камуфляж советский


Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляж советский

Камуфляжных мабут не было, по крайней мере широкой публике о них неизвестно. «Мабута» стала одной из самых узнаваемых вещей советского и российского (период 90х — середины 2000х годов) спецназа. Оригинальная советкая мабута сейчас редкость, но покрой в силе мабуты (набедренные карманы спереди и «пузатая» куртка) весьма популярен у различных производителей, шьющих множество моделей разного качества, от откровенного шлака до весьма годных вещей.

В Интернете было немало разговоров, что же за камуфляжная форма была показана в фильме «В зоне особого внимания». Но никто из людей, служивших в то время, не мог сказать, что видел такую форму вживую.


Камуфляж советский

Кадр из фильма.

Скорее всего это вручную перекрашенный в камуфляж ОКЗК-Д — общевойсковой комплексный защитный костюм десантный. ОКЗК-Д шили из х/б ткани со специальной пропиткой, защищающей от радиации и отравляющих веществ. В дальнейшем на основе покроя ОКЗК-Д разработали форму-«афганку», но об этом ниже. ОКЗК-Д и такой же общевойсковой костюм ОКЗК-М, судя по всему, массово не носились, но на складах на случай войны были. Я встречал упоминание, что в них одевали ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, но этим вопросом не интересовался. Желающие могут поискать информацию сами.

Камуфляж советский

ОКЗК-Д

Камуфляж советский

ОКЗК-Д

Камуфляж советский

ОКЗК-Д

Камуфляж советский

ОКЗК-Д (слева) и «афганка»

decker-ul.livejournal.com

Цвет камуфляжа на военной службе


Полевую военную форму одежды стали целенаправленно шить из тканей защитно-маскировочных цветов в конце XIX столетия. Так, к концу XIX столетия британские колониальные войска в Индии переняли цвет «хаки», что в переводе с персидского языка означает «цвет пыли». Военная форма цвета хаки хорошо зарекомендовала себя на полях сражений в Южной Африке. Потом ее начали использовать остальные армии мира, в том числе и российские. Первую мировую войну они встречали уже в ней.

Позже в 1909 году американским художником Эбботом Тайером была выпущена книга «Окраска в животном мире». Многое из того, что было в ней описано легло в основу теории научной мимикрии, после чего началась разработка принципов камуфляжа для военных.

В Первую мировую британским художником и офицером ВМФ Норманом Вилкинсоном была разработана особая схема маскировки для военно-морского флота, так называемый «ослепляющий камуфляж» (или «деформирующий камуфляж»). Такая серая расцветка не прятала корабли, но затрудняла расчет расстояний до них, а также курсов и скоростей.

В 1939 году французским художником Владимиром Барановым-Россинэ была запатентована пятнистая военная форма, именуемая «пуантилистически-динамичным камуфляжем» или «хамелеон-методом».


Следует иметь в виду, что большинство принципиальных схем армейских камуфляжей разрабатывались под конкретные местности, на которых находились военные. При этом учитывались нормативные требования, предъявляемые к маскировке на открытых местностях. Исследования проводились в светлое время суток. В итоге многие армии мира решили пользоваться камуфляжными рисунками при производстве военной экипировки для сбережения личного состава во время ведения боевых столкновений.

Форма цвета хаки

И уже во Вторую мировую войну камуфляжи применялись всеми родами войск в зависимости от географических особенностей мест предполагаемых боев. Они пользовались маскировочными костюмами с неровными пятнами (в виде амеб) коричневой или черной расцветок на зеленом фоне хаки. В СССР активно пользовались зимним камуфляжем — белыми маскхалатами, надевавшимися на верхнюю одежду. За год до окончания войны появились камуфляжные комбинезоны светло-зеленных цветов с грязно-серыми рисунками, имитирующими листья, или с рисунками, напоминающими нынешние «цифровые» камуфляжи.

Американские виды камуфляжа

В послевоенное время военным камуфляжем практически не занимались, но в пятидесятых годах XX века из-за военных действий в Юго-Восточной Азии камуфлированной маскировкой снова заинтересовались. Так, для американской армии в то время приступили к пошиву 43 маскировочных комплектов типа: «пустыни», «леса», «джунглей», «зимы» и прочих.

Американцы пользовались камуфляжем «Дак хантер» до вьетнамской войны. Его использовала 2-я бронетанковая дивизия в ходе «Операции Кобра». Однако вследствие частых случаев применения огня по своим подразделениям его отменили, ограничившись прикрепленными к каскам ветками или листьями.

Американский камуфляж

Современный пиксельный камуфляж

Пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Раньше в  странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию, на сегодняшний день имеется общая склонность армий располагать одним универсальным рисунком. Доработка осуществляется только с учетом разых типов местности.  Так, имеются в разных цветах камуфляжи ACUPAT (типа «пустынного», «городского» и «лесного», либо базового «urban» — городского серого варианта), Flektarn, DPM и прочие.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» — лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Камуфляжи России и Советского Союза

Камуфляж "Березка"

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Камуфляж "Флора"

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Камуфляж "Цифровая флора"

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Применение камуфляжа военизированными организациями

Камуфляж ОМОНа

Самыми разнообразными законными и незаконными военизированными формированиями разных стран используются камуфляжи в форменных и иных образцах одежды, снаряжения, для раскраски автотранспортных средств. В нашей стране таких военизированных или полицейских организаций и формирований, тоже немало. Например, камуфляж широко используется спецслужбами, спецподразделениями, всем известным ОМОНом, федеральными силовыми структурами, а также частными охранными структурами.

Камуфляжные костюмы в повседневной жизни

В 1960-х годах в американской штатской одежде широкое распространение получил камуфляж как гражданский протест против войны. Молодые люди в военное форме одежды на городских улицах пытались заставить горожан прочувствовать каково это, когда на твоих улицах идут уличные бои и ходят солдаты. Это веяние быстро прошло, но воскресло в 1980-х и приобрело небывалую популярность уже в 1990-х во время операции «Буря в пустыне».

Фэшн-индустрия приступила к производству псевдовоенных раскрасок, но с применением более мягких материалов. Многие известные модельеры той поры по-разному подходили к камуфляжному крою. Они начали переносить элементы военной формы даже на женские юбки и платья. Камуфляж стал неотъемлемой частью спортивной одежды.

Розовый камуфляж

Фэшн-индустрия начала производить:

  • Женский камуфляж;
  • Городской камуфляж;
  • Зеленый камуфляж;
  • Розовый камуфляж;
  • Модные брюки камуфляж;
  • Камуфлированные штаны и джинсы;
  • И даже камуфлированную спецодежду.

Понятно, что зимний камуфляж и летний камуфляж начал пользоваться немалой популярностью у людей,  ведущих активный образ жизни. Охотники, рыбаки, черные копатели, а также многие туристы стали запасаться удобной одеждой специальной расцветки. Модными стали расцветки, имитирующие дикую африканскую фауну, типа леопарда или зебры.

militaryarms.ru

Хочу процитировать Луи Буссенара, из книги «Капитан Сорви-голова». Отмечу, что это врезалось мне в память с детства.

«Буры, эти сознательные противники наступательной стратегии, все свои надежды возлагали на оборону.

Хорошо укрытые скалами, холмами, пригорками и окопами, буры спокойно поджидали англичан, внимательно следя за каждым их движением.

И все же добровольцы были немного сбиты с толку. Их противников словно подменили. Куда девались белые каски, султаны на шлемах, яркие мундиры и кожаная амуниция англичан! Как сквозь землю провалились медные и жестяные воинские побрякушки. Не осталось и намека на яркую окраску: ни следа белого, черного или другого резкого цвета. Тусклый, блеклый строй английской пехоты двигался на буров какой-то расплывчатой громадой.

Что бы это значило?

Фанфан, лежавший рядом с Сорви-головой, нашел меткое словечко, характеризующее эту странную перемену в английской армии:

— Можно подумать, что англичанишки выкупались в патоке. А, хозяин?

Сорви-голова рассмеялся и ответил:

— Они получили форму хаки.

— А что такое форма хаки? Растолкуй, если можешь, пока не началась потасовка.

— Ну что ж, это совсем нетрудно. Англичане, желая стать как можно незаметнее для слишком уж зоркого глаза наших друзей — буров, приняли на вооружение новую форму цвета не то ржавчины, не то испанского табака. Этот тусклый цвет диких каштанов почти сливается с землей, благодаря чему войска, находящиеся на большом расстоянии, становятся невидимыми. Тем более что у них решительно все окрашено в цвет хаки: шлемы, каски, куртки, брюки, ремни, ранцы, ножны сабель и штыков, одеяла, футляры полевых биноклей, фляги, гетры и патронташи. Поэтому, куда бы ты ни направил взгляд, он всюду встретит однотонную тусклую окраску, ничто не бросается в глаза.

— Славно придумано! Но раз уж господа англичанишки занялись этим, почему бы им не разукрасить себе заодно руки и лица? Вот был бы маскарад, сударь ты мой!

— Ты воображаешь, что шутишь? Не знаю, дошли ли они действительно до того, чтобы красить лица и руки, но в санитарном поезде рассказывали, что белых и серых коней перекрашивают в хаки.

— А почему бы не выкрасить и полковых собак? Тогда хаки стал бы национальным цветом англичан.

Национальным цветом?

Да, это верно! Фанфан прав. Превратив армию в одно тусклое пятно, хаки обесцветил и всю английскую нацию. В каких-нибудь несколько дней этот цвет стал символом крикливого, грубого, беспокойного и кровожадного империализма.

Прежде всего этим цветом завладела мода. Женщины нарядились в платья цвета хаки; ленты, занавески, белье, кошельки, табачные кисеты, носовые платки — все цвета хаки.

Газеты, выпущенные на бумаге хаки, выдерживали десятки изданий. Их листки развевались над ликующей толпой, как развернутые знамена. Нищие, одетые в отрепья хаки, собирали прямо-таки золотую дань.

Потом буйно разрослась литература хаки. Ибо разве не хаки вся эта литература, до безумия возбуждающая британский шовинизм, сводящая с ума великую английскую нацию и пытающаяся доказать ей, что двести пятьдесят тысяч ее солдат, побитых и посрамленных двадцатью пятью тысячами бурских крестьян, суть лучшие в мире войска!..

Хаки стал также цветом теперешнего правительства. И он останется цветом правительства завтрашнего дня, ибо выборы будут проходить под знаменем хаки.

У Йорка была белая роза, у Ланкастера — алая, у Чемберлена — хаки.»

pikabu.ru

Армейские камуфляжи. Начало

История развития камуфляжных рисунков насчитывает всего несколько десятков лет. Этого вполне хватило, чтобы спустя небольшой отрезок времени, благодаря интенсивной деятельности военных разработчиков, появилось огромное разнообразие камуфляжных костюмов, способных скрыть человека на любой местности.

Самые первые расцветки камуфляжа появились в девятнадцатом веке. Солдаты Англии во время англо-бурской войны носили мундиры ярко-красного цвета. Для буров, которые уже имели опыт маскировки, они были на местности слишком заметными. Вследствие этого Англия несла большие потери личного состава. Поэтому руководством страны была произведена замена красных мундиров на специальную одежду болотного цвета – «хаки».

Вторым государством, армия которого стала применять камуфляжи, стала Германия. Расцветки камуфляжа немецкого личного состава насчитывали тридцать вариантов. Предпочтение было отдано самому первому, “осколочному” образцу. Такое название камуфляж получил потому, что его рисунок представлял собой хаотично разбросанные цветные геометрические фигуры различных размеров. “Осколочный” вариант камуфляжа впервые начал применяться немецкой армией в Первую мировую войну. Поскольку дебют такого маскировочного костюма прошел удачно, солдаты вермахта использовали его и во Второй мировой. Тогда же начали камуфлировать и каски с бронетехникой.

Советские разработки армейских камуфляжных костюмов

В советское время решением всех вопросов, касающихся камуфляжных узоров и расцветок, занимались сформированная в 1919 году Высшая школа военной маскировки и Государственный институт АН СССР. К этой работе были привлечены выдающиеся ученые — С. М. Вавилов, В. В. Шаронов и др. Благодаря фундаментальным научным исследованиям были разработаны расцветки камуфляжа, позволяющие визуально рассеивать силуэт человека. Такой эффект маскировочного костюма достигался за счет комбинирования унифицированного деформирующего рисунка, который представлял собой набор больших пятен амебообразной формы с мешковатой формой маскировочной одежды. Подобное сочетание “разбивало” силуэт человека, рассеивало контуры его фигуры. Подобный эффект характерен для военных маскировочных костюмов советского времени. Способность рассеивать очертания силуэта отличало данные узоры от охотничьих вариантов, для которых главной целью является «слить» объект с окружающей местностью.

Особое внимание советскими разработчиками уделялось правильному подбору цветов для оформления амебообразных пятен. При этом учитывались времена года и характерные особенности среды. Так, для присущей в летний сезон окраски местности (травянисто-зеленой) идеально подойдут пятна темного и черного цветов. Для осенней поры характерен желтый или грязновато-коричневый фон. Для него советские технологи подобрали темно-коричневые деформирующие пятна.

Маскировке подлежал как личный состав, так и военная техника.

В 1927 году советские разработчики маскировочной одежды снабдили военных камуфляжем отечественного производства. Это зимний костюм белого и летний балахон коричневого цвета.

Послевоенные разработки армейских камуфляжей

После завершения Второй мировой войны развитие камуфляжных костюмов пошло ускоренными темпами. Военные разработчики маскировочных рисунков, имея значительный опыт, поняли, что расцветки камуфляжа для армии нужно подбирать с учетом местности, поскольку они не могут быть универсальными и подходить для любой среды. Маскировка намного эффективнее в тех случаях, если подобрана как под определенный тип местности, на которой ведутся боевые действия, так и под сезон.

Какие бывают расцветки камуфляжа? Фото, представленные в статье, позволят сориентироваться в этом вопросе. Вариантов, как вы можете убедиться, действительно масса.

Центральный научно-исследовательский испытательный институт имени Карбышева разработал самые лучшие в мире военные камуфляжи. Расцветки этих маскировочных костюмов, несмотря на их не очень привлекательный вид, идеально подходят для нашей географической широты.

Камуфляжи в годы холодной войны

К выбору камуфляжных рисунков разработчики разных стран подходят по-своему. Это обусловлено различными типами местности. Военные технологи, разрабатывающие маскировочные костюмы для армии той или иной страны, учитывают тот факт, что каждому роду войск нужен свой камуфляж. Со временем он может видоизменяться и совершенствоваться. Годы холодной войны принято считать одним из самых плодотворных периодов в истории развития искусства маскировки. В это время особо пристальное внимание разработчиков привлекал камуфляж.

Виды и расцветки стран мира

  • Европа и Америка. В период холодной войны здесь был создан камуфляж “лес”. Он идеально подходит для работы в лесных и лиственных типах местности.
  • Средняя Азия и Северная Африка. Армия этих государств использует вид маскировочного костюма “пустыня”.
  • Юго-Восточная Азия. Военные применяют камуфляж “джунгли”. Он идеально подходит для тропических широт.
  • Южная Африка. Армия страны имеет очень мало вариантов камуфляжных костюмов. Это обусловлено однотипностью местности, на которой очень эффективен маскировочный балахон “буш”.

Расцветка камуфляжа России

КЗМ–П – до недавнего времени самый распространенный в России камуфляж. Расцветка “березка” – это его второе название, более известное, нежели официальное. Узор имеет еще несколько наименований: «золотой» и «серебряный лист», «солнечный зайчик», «пограничник». Принцип узора – это рассеивание контура человека путем имитации игры света на рисунке. Изначально разработанный еще в советское время, он широко использовался спецподразделениями КГБ, десантниками и пограничниками.

Это был классический русский вариант камуфляжа, поскольку он идеально подходил для широт СССР. Но со временем, после открытий в области маскировочного искусства, расцветка российского камуфляжа претерпела изменения и в исходном своем варианте уже не встречается. Появившиеся его «клоны» относятся к коммерческим вариантам и имеют свой круг почитателей в среде охотников, рыбаков и любителей страйкбола.

НАТОвский вариант

Одним из самых распространенных камуфляжей, используемых европейскими армиями, является Woodland (американского производства). Начиная с 1980 года, когда был выпущен данный камуфляж, и по нынешнее время в Европе и США он считается самым лучшим. Его популярность привела к появлению «клонов» и распространению их по всему миру. Woodland представляет собой узор в виде расплывающихся пятен двух цветов: коричневого и черного. Они расположены на светло- и темно-зеленом фоне. Недостаток данного камуфляжа проявляется после его намокания. В мокром состоянии он чернеет и становится заметным. В последнее время исходный классический вариант камуфляжа Woodland является устаревшим. Это стало поводом к его усовершенствованию. Так появились его вариации:

  • Базовый – General.
  • Камуфляж Woodland-lowland (для низинных местностей) – для него характерно преобладание зеленого оттенка.
  • Woodland-highland – вариант, используемый для деятельности в горах (в нем преобладает коричневый оттенок, под цвет гор).
  • Промежуточный образец — Woodland-delta. Используется войсками НАТО. Страны, входящие в Альянс, переняли главную идею этого маскировочного рисунка и в своей стране применяют схожие вариации. Это объясняется тем, что у вооруженных сил каждого государства должен быть свой отличительный камуфляж.

Принцип подбора маскировочного узора

Главным критерием при оформлении цветовой гаммы и ее насыщенности является человеческое зрение. В процессе создания расцветки во внимание берется свойство мозга выделять контуры предметов и распознавать их. Происходит процесс идентификации. Достаточно самых наименьших представлений о контурах, чтобы в мозг человека поступила информация об увиденном предмете. С помощью смещенных углов рисунка и соответствующей их расцветки происходит искажение восприятия и идентификации – это основная задача, которую выполняет маскировочный костюм. Данный принцип применим для изготовления всех видов маскировочной одежды – военной и охотничьей. При этом дизайнерами-разработчиками маскировки конструируются конкретные для каждого камуфляжа схемы узоров, их формы, размеры и степень контрастности близлежащих элементов рисунка. Они могут быть крупными или мелкими. Нанесение пятен или полос производится под углом 30 или 60 градусов относительно визуальных контуров объекта.

Коммерческий вариант камуфляжа

Маскировочная одежда применима не только в военном деле. На охоте или рыбалке правильно подобранный камуфляж также незаменим. Камуфляжные вариации цветов, которые не используются для пошива армейских маскировочных костюмов, получили свое применение в изготовлении коммерческих маскировочных изделий. Костюмы, которые по какой-либо причине не были поставлены на вооружение армии страны, активно используются частными военизированными структурами – охранными фирмами, охотниками и любителями тактических игр. Камуфляжи для этой категории потребителей производятся частными компаниями на отдельных фабриках. Их продукция представляет собой костюмы, расцветки которых очень похожи на армейские варианты. Но они имеют одно отличие – цветов в таких изделиях может быть меньше или, наоборот, больше (добавлено несколько дополнительных).

Расцветка камуфляжа “мох”

Охотничий промысел проводится в лесных и полевых условиях. В случае если охота планируется в лесу, то выбор маскировочного костюма зависит от того, какой это лес – лиственный или хвойный. Решением проблемы станет приобретение камуфляжа “мох”. Его рисунок содержит зеленые и песочно-коричневые цвета, идеально копирующие это растение. Данный костюм имеет два варианта:

  • Летний. Применяется в теплую пору года. Легкая натуральная ткань костюма хорошо проветривается.
  • Зимний. Предназначен для ношения в холодные периоды. В отличие от летнего образца, оттенки на этом камуфляже значительно темнее. Это достигается за счет дополнительного серого. Имеющийся и в летнем варианте коричневый цвет здесь намного темнее. Костюм изготавливается по принципу двухслойной одежды и считается хорошей защитой от влаги и сильного ветра. В зимний комплект входит капюшон, который крепится на молнии. Это делает возможным при необходимости его быстро снять. Имеющиеся на капюшоне «липучки» позволяют плотно закрывать шею и голову. Карманы также оснащены специальными «липучками», что предотвращает потерю содержимого при выполнении энергичных движений. В нижней части штанин есть завязки. Это позволяет легко заправлять брюки в берцы, защищает от пыли. Камуфляж “мох” используют рыбаки, охотники и туристы.

Пиксельные рисунки

Армии многих стран используют цифровой камуфляж. Свое название эти маскировочные костюмы получили из-за наличия отдельных пикселей, которые возникают при цифровой компьютерной обработке. В основе работы над цифровым вариантом была учтена особенность человеческого глаза воспринимать окружающие предметы как непрерывное целое. Поскольку в природе не существует прерываемых линий, для мозга человека достаточно одного маленького фрагмента, из которого он в дальнейшем выстраивает весь образ. Пиксельные узоры, имея неестественные и непривычные очертания, применяются для того, чтобы снизить данную способность мозга «достраивать» недостающие фрагменты.

Для прерывания линий и контуров и был изобретен пиксельный камуфляж. Названия расцветок «цифровых» маскировочных костюмов следующие:

  • ACUPAT. Используется для проведения боевых действий в городских условиях или каменистых пустынях.
  • CADPAT. Хорош для лесополосы.
  • “Цифровая флора”. Применяется в лесной местности. Особенно результативен, если человек быстро передвигается. В таком случае глаз не способен сосредоточиться на объекте.

Маскировка для бронетехники и авиации

Кроме защиты личного состава, маскируется также и бронетехника, военные или стратегически важные для армии строения и авиация. Процедура маскировки путем нанесения камуфляжного рисунка не трудоемкая. Для этого хватит нескольких часов. Главное — придерживаться инструкции: нужно выдержать присущее каждому узору соотношение пятен (их размеров и оттенков). Узор только тогда считается камуфляжем, если в нем присутствует не менее пяти полос или пятен. При этом они должны быть как минимум двух цветов.

В армии Российской Федерации практикуется маскировка самолетов. Для этой цели используются пиксельные двухцветные узоры. В отличие от российской авиации, американские ВВС такой практики не проводят. Самолеты США преимущественно окрашены в нейтральный серый цвет. Это, по мнению американских военных аналитиков, помогает авиации растворяться, особенно на больших расстояниях, в то время как камуфляжная расцветка на фоне неба с большей вероятностью привлечет внимание.

Цифровые узоры применяются в раскраске стратегически важных военных объектов как американскими, так и российскими Вооруженными силами.

Искусство маскировки в нынешнее время особенно важно. В условиях современного уровня развития вооружения отсутствие камуфляжа или его дефект может привести к серьезным потерям личного состава.

fb.ru

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.

История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.

До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.

Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.

Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.

Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.

С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Камуфляж советскийЯпонцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.

В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.

Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.

К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.

Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.

В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.

в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.

Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.

Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.

Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Камуфляж советскийПотенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.

Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».

Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.

Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.

После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Камуфляж советскийКомбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).

Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).

Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.

В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.

Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.

Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).

В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.

В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. п

Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».

Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.
В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.

Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.

Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.

Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

topwar.ru

Камуфляж советский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.