История создания танка Т-34

История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.

Т 34 архив

После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.

Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.


t34_1 схема бронирования
Схема Т-34 обр. 1940
Т-34 обр.1940 расп. членов танка фото
Т-34 обр.1940 расп. экипажа

Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.

Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):

“…Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемаша, со следующими изменениями:

Присвоить название указанному танку Т-34…».
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76-мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
Присвоить название указанному танку Т-34…”.


Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.

К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая — 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины — Михаил Ильич Кошкин.

В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой — для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.


Первый танк прибыл в Москву 12 марта, а уже 17-го марта оба танка были представлены правительству на Ивановской площади Кремля. Этот беспрецедентный перегон тяжело сказался на здоровье конструктора Кошкина. Он заболел пневмонией и умер 26 сентября 1940 года в санатории “Занки”, где проходил лечение.

Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Вооружение танка Т-34

Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.

Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. — 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
Прицельная дальность, м, — 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.

Тактико-Технические Характеристики танка Т-34


Масса, т — 25,6
Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм — 2405

Бронирование

Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16—20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°

Ходовые качества

Мощность двигателя, л. с. — 500
Максимальная скорость, км/ч — 54(По другим данным — 48).
Запас хода по шоссе, км — 300
Удельная мощность, л. с./т — 19,5
Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам.


я улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях
Т-34-57 на испытаниях

 

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.


Т-34-76 обр 1941
Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943
Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.


ПТ-34
ПТ-34

Т-34-85 — Смотреть основную статью.

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945
Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.


СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 — Смотреть основную статью.

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

 

Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.


Т-100 в Египетском музее.
Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65
Type 65

Боевое применение Т-34

Первый свой боевой опыт Т-34 получил в Великой Отечественной войне. К началу войны было выпущено чуть больше тысячи машин, в приграничных округах находилось 926 «тридцатьчетверок».

Встреча с новыми советскими танками (Т-34 и КВ) стала для немецких войск настоящим сюрпризом. По своим боевым характеристикам Т-34 превосходил практически все имевшиеся на тот момент танки вермахта, однако неудовлетворительное знание экипажами новой техники, тактические просчеты в использовании танков, дефицит боеприпасов, топлива и ремонтно-эксплуатационных средств сводили все преимущества на нет.

В хаосе первых месяцев войны большинство машин было попросту брошено из-за поломок или нехватки топлива. Да и в целом удельный вес «тридцатьчетверок» на фоне БТ-7 и Т-26 был весьма низок.

Ситуация изменилась осенью 1941-го года, когда количество Т-34 в войсках существенно возросло и они стали представлять для немецких танков гораздо более серьезную угрозу, о чем говорят многочисленные свидетельства противоположной стороны.

К концу 1941 года Т-34 становится уже основным советским танком, играя ключевую роль во всех крупных сражениях. Начиная с 1942 года «тридцатьчетверок» выпускается больше, чем всех остальных советских танков вместе взятых.
На Т-34 воевали такие признанные танковые асы, как Д.Ф. Лавриненко (52 уничтоженных немецких танка за 2,5 месяца – лучший результат среди советских танкистов), В.А. Бочковский, Н.Д.Моисеев, К.М. Самохин, А.Ф. Бурда и другие.

Вплоть до битвы на Курской дуге Т-34 продолжал превосходить практически все немецкие танки, однако летом 1943 года ситуация изменилась. Появление новых немецких танков и ПТ-САУ значительно ослабило позиции Т-34, что в конечном счете привело к появлению модификации Т-34-85, постепенно ставшей вытеснять из войск Т-34 с 76-миллиметровой пушкой.
К началу 1945 года Т-34-76 в войсках уже практически не осталось. Некоторое их количество приняло участие в разгроме японской армии.

Т-34 в кино

Несмотря на очень большое число выпущенных Т-34-76, после войны экземпляров этого танка сохранилось мало. Поэтому в фильмах этот танк практически всегда заменяет модификация Т-34-85, как это было, например, в знаменитом сериале «4 танкиста и собака» или в фильме «Горячий снег».

Подлинные экземпляры Т-34-76 присутствуют в следующих кинофильмах:

• «Два бойца»
• «Иван Никулин — русский матрос»;
• «Великий перелом» (были показаны Т-34-76 обр. 1942 года с командирской башенкой и без неё);
• «Жаворонок» (для этого фильма специально реконструировали Т-34-76 на студии Ленфильм).

tanki-tut.ru

T-34-76, модель 1940 года

Модификации Т-34

На модели 1940 года присутствовали различные дефекты. Переднюю бронированную часть корпуса сложной формы было трудно производить, была нехватка дизелей V12, поэтому большинство танков серии 1940 года было оборудовано двигателем Микулина М-17 на фабрике Горького, так же как и временными трансмиссией со сцеплением оттуда. Первоначальная пушка Л-11 была раскритикована за то, что имела низкую дульную скорость, поэтому на фабрике Горького была создана её замена — пушка Ф-34. Позже она была передана в производство, первые же танки были ей оборудованы в июле 1941 года.

T-34-76, модель 1941 года

Модификации Т-34

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище «пирожок».

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или «моделью A»).

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Т-34-76, модели 1942-1944 годов

Модификации Т-34

Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.

Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.

Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.

Несмотря на это, издержки производства были уменьшены еще,после чего производственное время уменьшилось на 50% несмотря на то, что большинство рабочих, которых призвали на фронт, были заменены женщинами, детьми, пожилыми и инвалидами . В 1943 производственный уровень T-34 был приблизительно около 1300 в месяц. Стандарты качества были низки, однако они позволили армии не испытывать недостатка в танках.

Последней моделью, произведенной в 1944 году был T-34-76Г с башней, получившей название «Гайка». Он имел упрощенную ЗИС С-53 пушку, новую турель с радио и улучшенный обзор командира. Однако, производство постепенно уменьшалось в связи с началом производства и поставок на фронт значительного лучшей версии легендарного танка — Т-34-85.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

tanksdb.ru

Т34 76

Танки Т-34-76 разных заводов (нажмите,чтобы увеличить)

Всего, за время производства, всеми заводами страны было изготовлено:
в 1940 году — 110 — 117; в 1941 году — 2996 — 3014; в 1942 году — 12520 — 12527 из них 55 командирских и 309 огнеметных;
в 1943 году — 15821 — 15833 из них 101 командирский и 478 огнеметных;
в 1944 году — 3976, из них 39 командирских и 383 огнеметных; всего — 35467 танков.

В различных источниках эти цифры несколько различаются, что, в общем, связано с разной системой учета различных ведомств. Тем не менее, они дают представление об объеме производства.
К тому же спорным остается количество танков Т-34-76 выпущенных в 1944 году, до перехода предприятий на выпуск танка Т-34-85.

Т34 76

Танк Т-34-85 первых серий

Точная дата начала серийного производства танка Т-34 — тоже одна из страниц в его истории, трактуемая по-разному.
Техзадание АБТУ, определяющее требования к машине, датируется 13 октября 1937 года. 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны № 443 «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 года.» прототип танка Т-34 — Т-32,был принят на вооружение, но с оговоркой, о внесении в конструкцию ряда изменений, которые необходимо было выполнить на опытной партии.

Т34 76

Различные образцы танков Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Приказ Народного Комиссара Среднего Машиностроения и о развертывании производства танка А-34 вышел 7 января 1940 года. Первый образец А-34 (Т-34) построили 16 января 1940 года. К 10 февраля 1940года уже 2 танка представили для войсковых испытаний. 17 марта 1940 года, после знаменитого пробега, они были представлены в Кремле.
31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны № 848 о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство, но, опять же с рядом требований по изменению конструкции. Это постановление, разрешало выпустить еще одну установочную партию, из 10 машин, для отработки технологии. Все эти хитросплетения пост ановлений, привели к тому, что даже первые машины очень сильно отличались друг от друга.
Чертежи утверждались сразу же после определения годности узлов. В производстве возникало много путаницы, из-за того, что часть деталей изготавливалась по чертежам первой партии (опытной), а часть по чертежам второй (установочной).

Т34 76

Варианты окраски танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Эта проблема хорошо просматривается в «Руководстве по эксплуатации…» 1941 года издания. Множество приведенных в нем схем отражает устройство прототипа. Определенное количество деталей, для первых серийных машин осталась на заводах, в качестве стендов для отработки технологии, тем не менее, некоторое количество танков первой серии все-таки попали в войска и приняли участие в боевых действиях.
Для массового производства танков Т-34 в 1940 году был определен ряд предприятий. Основное производство танков Т-34 было развернуто на Харьковском паровозостроительном заводе №183 им. Коминтерна. Поставку бронедеталей осуществлял Мариупольский завод им. Ильича. Двигатели для них должен был поставить Харьковский Государственный завод №75.
5 мая 1940 года правительством был утвержден еще один план, по которому ХПЗ должен был построить в 1941 году 1800 танков. Всего, в Харькове, до эвакуации, было выпущено 1675 — 1677 машин.
Завод №183 из Харькова был эвакуирован в Нижний Тагил (Свердловская область). Новый завод расположился на территории Уральского вагонного завода, Уралвагонзавода, (УВЗ), переименованного впоследствии в завод №183. Все эти названия подразумевают под собой одно и то же предприятие. Одновременно, планировалось развернуть производство Т-34 и на Сталинградском тракторном заводе. До момента развертывания собственного производства, СТЗ планировался как поставщик ряда узлов (порядка 90 наименований). Первая машина была собрана на СТЗ 17 июня 1940 года. В дальнейшем, для выполнения этой задачи были привлечены и другие заводы. Так, для производства бронедеталей для СТЗ бала подключена Сталинградская судоверфь в Сарепте — завод №264. Пушки поставлял завод «Баррикады». До эвакуации завод дал фронту 3776 танков.
С началом войны к производству тридцатьчетверки приступили еще четыре группы предприятий.
Постановлением №1 ГКО от 1 июля 1941 года, было развернуто производство Т-34 в Горьком. Документация на завод №112 наркомата судостроения «Красное Сормово», поступила уже к 4 июля. Смежниками по броневому производству были определены Выксунский и Кулебакский заводы Горьковской области. В условиях нехватки двигателей, разрешалось устанавливать на Т-34 авиационные бензиновые двигатели. Их производство налаживалось на Горьковском автомобильном заводе. ГАЗ также поставлял и часть электрооборудования. Пушки Ф-34 выпускал Горьковский завод № 92. Всего в Горьком было выпущено 6276 танков Т-34-76
С 1942 года к производству танков Т-34 приступил Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). Сюда из Харькова в 1942 году был эвакуирован завод №75, выпускавший дизели В-2. На ЧКЗ прекратили производство танков Т-34 в марте 1944 года. За это время было выпущено 5094 танка.
Уральский завод тяжелого машиностроения имени Орджоникидзе (УЗТМ), находящийся в Свердловске, приступил к производству танков Т-34 в октябре 1942 года. До марта 1942 года завод поставлял бронедетали корпусов для заводов №183 и №112. С апреля 1942 года выпускал бронекорпуса в сборе, литые башни для ЧКЗ и завода №183.
С 28 июля 1942 года задача усложнилась — распоряжением ГКО №2120 правительство требовало наладить производство танков Т-34, и удвоить выпуск башен с 1 октября 1942 года. Новое задание не могло не сказаться на производстве тяжелых танков, поэтому, как только потребовалось увеличить объем основной продукции, выпуск тридцатьчетверок здесь прекратили. Для этого, заблаговременно было развернуто производство танка Т-34 в Омске, куда из Ленинграда был эвакуирован завод №174 имени Ворошилова. С 1942 по 1944 год здесь было выпущено 2900 танков Т-34-76.
Для того чтобы разобраться в огромном количестве модификаций и подмодификаций танка Т-34-76, недостаточно разбить их по годам выпуска и заводам производителям. Не подходит и типичный западный подход — разбить на типы «А», «В», «С», и так далее.
Часто встречаются танки одного периода выпуска, одного и того же предприятия, с массой различий по конструкции ходовой части башни, корпуса, вооружения и комплектации У танка Т-34 была еще одна замечательная особенность — высокая ремонтопригодность возможность заменять целые узлы, переустанавливая их с одной поврежденной машины на другую в условиях полевой мастерской В результате это было похоже на своеобразный конструктор, из которого можно собрать самую невероятную модель.
Поэтому,танк Т-34 лучше рассматривать, не «обходя вокруг», а исследуя его узлы СНИЗУ ДОВЕРХУ, по возможности, в хронологическом порядке. Последняя оговорка очень важна, потому, что развитие этой машины не шло по прямой. Иногда, решения, отвергнутые раньше, принимались впоследствии, а узлы, изготовленные для первых типов, следствии военной необходимости, устанавливались на поздних.

ГУСЕНИЦЫ.

Т34 76

Типы траков танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

ТРАК ОБРАЗЦА 1940 ГОДА. К производству траков был сразу же подключен Мариупольский завод и СТЗ. Из-за трудностей в освоении новой продукции заводы не справлялись с планами поставок. Эта проблема, возникшая с первых дней, сохраняла свою остроту до 1943 года.
Гусеничная лента Т-34 первых лет выпуска состояла из 74 траков гребневого зацепления. 37 из них с гребнем и 37 плоских (без гребней). вых). Первый тип штампованного трака, был довольно плоской формы и небольшим высоте профилем. Траки были ориентированы: вперед по ходу танка направлен зигзагообразный грунтозацеп, назад — прямой. С каждой стороны на гребневом траке имелось 9, а на плоском 8 шарниров (проушин). Гребни приваривали к тракам, а сами траки изготавливали штамповкой. Такой тип получил неофициальное название «мелкозвенчатый». Интересной особенностью этого типа был палец, состоявший из двух половинок, фиксировавшихся по краям винтами, поэтому на корпусах ранних Т-34 еще отсутствовал пальце-отбойник. Производился он сначала весны до осени 1940 года, но встречался и на гораздо более поздних машинах.
С осени 1940 года на Мариупольском заводе была освоена штамповка гребневого трака целиком. С сентября 1940 года начинается производство литых траков. Для этого шла «износостойкая сталь Гадфильда» (Hadfield), с содержанием марганца 11-14% , приобретавшая свои свойства после закалки в воде. Толщина дорожки увеличилась с 3-5 до 6-8 мм, а высота грунтозацепа выросла на 8 — 15 мм. Изменился и палец — он стал цельным, по-прежнему фиксировался с двух сторон, но уже шплинтами или особыми клиньями. Ширина трака осталась прежней — 550 мм, но с учетом допустимой усадки, варьировалась в пределах 550-545 мм, без учета выступающей части соединительного пальца.
Литой трак отличается отбортовкой по краям и выступом на середине внутренней стороны безгребневого трака. Для них характерна неодинаковая толщина шарниров, наибольшая в середине и плавно уменьшающаяся к краям. На внешней стороне трака десятизначный номер (например, на траке из экспозиции музея завода «Красное Сормово» — 74 19123474).
Для улучшения проходимости по льду и мягким грунтам применялись дополнительные грунтозацеиы — гребни, которые крепились парой болтов. «Руководство по эксплуатации…» рекомендовало устанавливать гребни через три на четвертом траке. Отверстия, для крепления грунтозацепов, были на каждом траке. Болтами, через эти же отверстия запасные траки крепились попарно на крыльях танка Т-34.
На третьем типе ранних траков появляется развитый рисунок на внешней стороне. Изначально такими траками комплектовались танки выпуска Харьковского завода №183 и установочные серии (которые собирались в основном из комплектующих ХПЗ) заводов СТЗ, №112 «Красное Сормово» и №183 в Нижнем Тагиле.

РАСШИРЕННЫЙ ТРАК.

Появление такого типа трака, шириной 550 мм, можно датировать зимой — весной 1942 года. При той же ширине, что и предыдущий тип, этот трак не мог быть использован в одной с ним ленте. Существовало несколько типов такого трака, отличавшихся степенью развития «вафельного» рисунка на внешней стороне. Он имеет выступающий грунтозацеп по периметру, не повторяющий внешний контур. Характерны уширения по краям. Существовало как минимум два варианта — с уголковыми усилениями уширений и без них. Пальцы удерживались на своем месте головками болтов, расположенных по краям траков. Наиболее известны фото танков Т-34, выходящих с конвейера Сормовского завода, оснащенных такими гусеницами, но встречались и сталинградские и уральские «тридцатьчетверки» на широких траках.

СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАК.

Осенью 1941 года практически единственным заводом, выпускавшим танк Т-34, остался Сталинградский тракторный завод. Испытания нового типа катков с внутренней амортизацией, показали, что при их эксплуатации требуется разработка новых, усиленных траков. Трак производства СТЗ образца конца 1941 года отличался четырьмя (на безгребневом) и пятью (на гребневом) усиленными шарнирами. На внешней стороне трака появился рисунок, улучшавший сцепление с грунтом. Трак с подобным рисунком был разработан на ХПЗ для танка Т-34м, и на новом типе просматривается явная преемственность. Хотя он и был уже — 450 мм, но по некоторым сведениям, запас траков для танка Т-34м был использован для установки на серийных танках Т-34. Фотографии подобного сочетания пока не встречались.
Ширина этого типа трака — 500 мм. На гребневом траке стреловидный рисунок ориентирован по направлению движения танка острой стороной назад. Кроме рисунка сцепление с грунтом улучшали выступы, расположенные над шарнирами. На внутренней стороне выполнены выемки для облегчения. Круглое сквозное отверстие в центре и два прямоугольных по краям безгребневого трака служили для крепления шпоры. Как и предыдущий, этот тип трака значительно толще в середине, чем по краям. Кроме того, внутренняя сторона (дорожка) выполнялась с небольшой выпуклостью. Количество траков в ленте сократилось до 72. Новые соединительные пальцы забивались в гусеницу со стороны корпуса, и имели тенденцию самостоятельно выдвигаться при движении, что могло привести к заклиниванию гусеницы или поломке пальца. Чтобы этого избежать, на корпус приваривался специальный выступ — пальцеотбойник. В результате такого усовершенствования, при движении танка Т-34 появился неповторимый,очень характерный цокот.До лета 1941 года траки на Сормовский завод поставлялись из Сталинграда. Потребность в них была настолько острой, что когда поставки были прекращены, а собственное производство еще не налажено, в Сталинград специальным самолетом вылетела бригада сормовичей, организовавших сбор на полях недавних боев и отгрузку вверх по Волге траков и других узлов.

УРАЛЬСКИЙ ТРАК.

Т34 76

Траки танка Т-34 со стрелкой (нажмите,чтобы увеличить)

На головном предприятии — заводе №183, эвакуированному к тому времени в Нижний Тагил, также перешли на катки с внутренней амортизацией, и как следствие, на новый тип трака. Литые траки отличались типом рисунка на внешней стороне. На УВЗ для производства траков применялся метод штамповки.
Первые штампованные траки очень напоминали сталинградский тип, адаптированный под другую технологию. Траки со «стрелкой», должны были устанавливаться так, «чтобы стрелка указывала направление откуда танк приехал». При такой установке они меньше забиваются грязыо и приобретают способность к самоочистке. Однако встречается множество фото фронтовых лет, где гусеницы установлены с точностью до наоборот.

«ВАФЕЛЬНЫЙ» ТРАК.

Т34 76

«Вафельный» трак танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

«Вафельный» трак — наиболее распространенный тип. С уверенностью можно сказать, что к моменту зимнего наступления Красной Армии в районе Сталинграда он уже cуществовал. Траки различались не только рисунком на внешней стороне, но и методом изготовления (литье и штамповка). Траки для танков ЧТЗ выпуска 1943 года изготавливались штамповкой, для чего применялся 10-тонный пресс. Из-за высокой загруженности оборудования на заводском дворе скопилось несколько десятков «необутых» танков. Инженер Н.Л. Духов внес предложение штамповать трак не целиком, а из двух половинок, для этого хватало мощности пятитомных прессов, имевшихся в достаточном количестве. Так появился «половинчатый» трак.

Т34 76

«Половинчатый» трак танка Т-34 (нажмите,чтобы увеличить)

Решение оказалось настолько удачным, что половинками изготавливались траки и на основную продукцию ЧТЗ — танки серии KB и ИС. Именно поэтому на многих танках появились гусеницы с гребнем через один. Как только ситуация изменилась, завод возобновил выпуск цельных траков. Тем не менее «половинки» встречались на многих машинах даже после войны. Сочетание «половинчатых» и цельных траков были самыми разнообразными.
Все «вафельные» траки ориентированы: кромки грунтозаценов над шарнирами в передней части трака ниже задних кромок, которые при движении защищают шарнир следующего трака. Все «вафельные» траки шириной 500 мм.
Для увеличения ширины гусеничной ленты существовал любопытный метод, описанный в «Руководстве по эксплуатации…». Трак с гребнем оставался без изменений, а траки без гребня смещали на две проушины в сторону от корпуса. Пространство между освободившимися проушинами гребневых траков заполнялось УКОРОЧЕННЫМИ половинками, изготавливаемыми из плоских или гребневых траков. Из плоского трака вырезается участок между второй и третьей проушиной, а из гребневого трака 3-я проушина вместе с гребнем. Таким образом, получаются две укороченные половинки трака, с двумя проушинами каждая. Применение укороченных половинок вместо безгребневого трака хоть и было возможно, но встречалось крайне редко. Известна только одна фотография СУ-122 на таких гусеницах.
Шпоры (добавочный почвозацеп — так в тексте «Руководства…») на «вафельные» траки крепились двумя болтами на траках без гребня, через пять траков, на шестом.

tank-t-34.blogspot.com

Производство

В 1941 году производили знаменитую модификацию на трех заводах: в Харькове, Сталинграде и на «Красном Сормово» в Горьком. В начале войны, 25 июня, в Совете народных комиссаров СССР приняли постановление, согласно которому советская промышленность должна была значительно увеличить выпуск танков.

Фактически создавалась новая система производства. Ведущая роль в ней отводилась заводу № 183 в Харькове и его конструкторскому бюро. Военные предполагали, что другие объекты промышленности, выпускавшие танк Т-34/76 и вносившие изменения в его конструкцию, будут консультироваться именно с этим предприятием. На практике все вышло иначе. Сумятица войны, эвакуация харьковского завода в Нижний Тагил и другие обстоятельства привели к тому, что неизменными остались только тактико-технические характеристики модели. В остальных деталях продукция разных заводов могла несколько отличаться. Название модификации, однако, было общим. Номер 76 приняли из-за характерной 76-мм пушки.

танк т 34 76

Появление в армии

Военное время заставило несколько упростить и модернизировать производство согласно изменившимся конъюнктурным условиям. В сентябре 1941 года, после лихорадки первых месяцев войны, танк Т-34-76 начал массово поступать в действующую армию. Меньше всего этой военной техники оказалось на северо-западном театре военных действий.

Во-первых, данный ТВД еще долгое время был лишь второстепенным (основные события разворачивались на московском направлении). Во-вторых, Ленинградский фронт оказался изолированным от остальной территории СССР. Отправка танков в блокированный город на Неве являлась чрезвычайно трудным делом. В итоге парк Ленфронта в основном состоял не из массового Т-34/76, а из легких Т-26 и тяжелых КВ («Клим Ворошилов»).

Из тракторов — в танки

К 1 октября на Западном фронте было 566 танков (65 из которых были Т-34/76). Как видно из этих цифр, доля модификации пока оставалась незначительной. Больше всего танк Т-34/76 выпускали и производили в 1943 году, когда он стал самым массовым и узнаваемым советским танком. Ближе к концу войны его вытеснила следующая модификация — Т-34/85.

Осенью 1941 года основным производителем танков стал Сталинградский завод. В довоенное время он создавался как тракторный. В ходе сталинской индустриализации появилось несколько таких предприятий, и все они строились с оглядкой на возможный вооруженный конфликт. Если в мирное время Сталинградский завод производил тракторы, то после нападения Германии он, благодаря особенностям производства, был быстро переквалифицирован в танковый. На место сельскохозяйственной техники пришла техника военная.

подъем танка т 34 76

Испытание зимой

Впервые Т-34/76 заявил о себе как о универсальном танке осенью 1941 года. В те дни немцы всеми своими силами рвались к Москве. В вермахте надеялись на блицкриг и бросали в бой все новые и новые резервы. Советские войска отступали к столице. Бои шли уже в 80 километрах от Москвы. Тем временем очень рано (в октябре) выпал снег и появился снежный покров. В этих условиях легкие танки Т-60 и Т-40С потеряли способность маневрировать. Тяжелые модели страдали от недостатков своей КПП и трансмиссии. В результате на самом решающем этапе войны было решено сделать основным танком Т-34/76. По весу эта машина считалась средней.

Для своего времени советский танк Т-34/76 образца 1941 года был эффективной и качественной техникой. Особенную гордость конструкторов вызывал дизельный двигатель В-2. Противоснарядная броня (важнейший защитный элемент танка) выполняла все поставленные перед ней задачи и надежно оберегала экипаж из 4 человек. Артсистема Ф-34 отличалась скоростной стрельбой, позволяющей быстро расправляться с противником. Именно эти три характеристики заботили специалистов в первую очередь. Остальные особенности танка менялись в самую последнюю очередь.

Герои-танкисты

Танкисты, воевавшие на Т-34/76, прославили себя таким большим количеством подвигов, что перечислить их все просто невозможно. Вот лишь некоторые примеры храбрости экипажей во время битвы за Москву. Сержант Кафорин продолжал вести огонь по противнику, даже когда все его товарищи погибли, а танк был подбит. На следующий день он пересел на другую машину, уничтожил два взвода пехоты, пулеметное гнездо и вражеский командный пункт. В последний раз сержанта Кафорина подбили в деревне Козлово. Он отстреливался, пока не сгорел вместе с танком.

Точно так же в охваченных огнем машинах сражались экипажи лейтенанта Тимербаева и политрука Мамонтова. Командир танковой роты капитан Васильев был ранен, но продолжал отстреливаться. Ему чудом удалось выбраться из машины за несколько минут до взрыва. Позже Васильев получил заслуженное звание Героя Советского Союза. Также особенным упорством отличались красноармейцы 28-й танковой бригады.

танк т 34 76 образца 1941 года

Оборона Москвы

Бронетанковые войска сыграли исключительно важную роль в срыве решающего немецкого наступления на Москву. Они действовали в засадах, перехватывали и обороняли важнейшие пути к столице, удерживая дороги вплоть до подхода подкреплений. При этом командование часто не знало, как обращаться с танками. Сказывалась неопытность и непонимание реалий новейшей техники, в то время как личный состав красноармейцев, наоборот, поражал противника своей смелостью и упорством.

В этот период наиболее эффективно действовала группа, в которую входили пять танковых бригад (тбр): 1-я гвардейская, 27, 28, 23 и 33 тбр. Они подчинялись 16-й армии и прикрывали волоколамское направление. Удары по немцам наносились в основном из засад. Показателен случай, произошедший 16 ноября в подмосковном местечке Сычи. Советские войска заняли оборону в деревне. Танки скрылись в засаде. Вскоре противник попытался установить контроль над Сычами. 80 немецких танков смяли отряды красноармейской пехоты и мотострелковую бригаду. В самый ответственный момент из засады появились советские машины, которые восстановили статус-кво. В бою были уничтожены почти все германские танки и еще две пехотные роты.

танк т 34 76 модель

Модель 1943 года

Основные бои 1943 года проходили в районе южнорусских степей, где имелся простор для ведения маневренных военных действий и использования большой массы техники. Именно тогда основным советским стал танк Т-34/76. Модель перестала выпускаться в Сталинграде. Вместо этого ее производство было перенесено в Омск, Челябинск и Свердловск.

К середине войны завершилась очередная (пусть и незначительная) модернизация Т-34/76. Появились штампованные и шестигранные башни, была внедрена новая коробка передач. В каждом конструкторском бюро ломали голову над тем, как увеличить валовое производство машины, при этом сохранив качество ее функционирования. По сути же, накануне Курской битвы танк Т-34/76 образца 1943 года оставался незначительной модификацией своего предшественника, появившегося в начале войны.

танк т 34 76 образца 1943 года

Недостатки

Между тем в ходе боевых действий во время контрнаступления Красной Армии стали проявляться существенные конструкторские просчеты, которыми отличался советский танк Т-34/76. Его качество стало уступать немецким конкурентам вскоре после поражения вермахта под Сталинградом. В рейхе поняли, что стране пора подготовиться к длительной тотальной войне (а не блицкригу). За счет ухудшения благосостояния населения еще больше ресурсов начало поступать в военные бюджеты. Появились новые модификации немецкой техники.

Первостепенной проблемой для Т-34/76 стала недостаточная маневренность танка. Без нее модель становилась крайне уязвимой. Причиной изъяна была недостаточная быстрота управления трансмиссией. Уже танк Т-34/76 образца 1942 года имел 4-скоростную КПП, в то время как зарубежные машины – 5-6-скоростные. Кроме того, советские коробки переключения передач отличались трудностью в работе. От механика-водителя требовалось много умений и сил для того, чтобы совладать с ней, в то время как немецкие танкисты о таких неудобствах не знали.

Новые противники

Готовясь к важнейшей Курской битве, советское командование рассчитывало на то, что отечественные танки справятся с новыми немецкими моделями без каких-либо серьезных, революционных изменений в своей конструкции. Эту уверенность подкрепляли новые подкалиберные бронебойные боеприпасы, которые появились на вооружении Красной Армии в апреле 1943 года. Однако к тому времени Т-34/76 стали регулярно проигрывать дуэли со своими главными противниками в лице немецких «Пантер».

Курская дуга окончательно развеяла иллюзии Кремля. Новейшие «Тигры», «Фердинанды» и «Пантеры» оказались намного лучше советской техники, отставшей от них на два-три года. Кажется, что такая разница незначительна. На самом деле во время войны технический прогресс в армии набрал колоссальную скорость, из-за чего даже самое малое отставание от противника могло стать роковым.

советский танк т 34 76

Работа над ошибками

Все вышеперечисленные проблемы танка Т-34/76 стали самым серьезным вызовом для советских конструкторов. Работа над ошибками началась незамедлительно. Первым к производству новых коробок переключения передач приступил завод в Свердловске. Появились новые 5-скоростные КПП, а прежние 4-скоростные модернизировались. В производстве приступили к использованию улучшенной износостойкой стали. Также специалисты опробовали новую конструкцию трансмиссии (были обновлены подшипники, узлы передачи и т. д.). Свердловской команде изобретателей удалось внедрить в производство сервопривод главного фрикциона, который заметно облегчил работу механика-водителя.

Модернизированная ходовая часть оказалась еще одним улучшением, которым обзавелся обновленный танк Т-34/76. Фото машин из разных серий внешне могут и не отличаться, но самая главная их разница заключалась во внутреннем устройстве. Были усилены диски опорных катков и ленивец, повышена надежность конструкции и т. д. Кроме того, все танки стали проходить дополнительные заводские испытания.

Снова в деле

В июле 1943 года впервые стали сказываться те улучшения, которые за последние несколько месяцев претерпел танк Т-34/76. Интересные факты оставило после себя знаменитое сражение под Прохоровкой. 5-я гвардейская танковая армия совершила невиданный доселе марш-бросок.

За три дня корпуса с минимальными потерями в личном составе прошли около 350 километров. Совершенно неожиданно для немцев эти соединения навязали бой и сорвали атаку немцев. Противник потерял около четверти своих танков.

танк т 34 76 образца 1942 года

Конец эксплуатации

Другим серьезным испытанием для советской техники стало белорусское наступление 1944 года. Раньше здесь, как и в северо-западной России, появлялись новости о нахождении в болотах утонувших военных машин. В том числе несколько раз производился подъем танка Т-34/76.

В Белоруссии технике приходилось двигаться по песчаным и грунтовым дорогам не самого высокого качества или даже по лесам и топям. При этом времени на техническое обслуживание катастрофически не хватало. Вопреки сложностям новая трансмиссия Т-34/76 справилась со своей задачей и выдержала вояж в 1000 километров (50-70 километров в сутки).

После Белорусской операции эта модель окончательно уступила место следующей, 85-й модификации. Последний сохранившийся танк Т-34/76 был обнаружен на дне реки Дон в Воронежской области. Его подняли на поверхность в июле 2016 года. Находка будет выставлена в музее.

fb.ru

Т34 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.