Грандиозная военная киноэпопея, не знающая аналогов в мировом кино: история Великой Отечественной войны от битвы на Курской дуге до водружения Знамени Победы над Рейхстагом — «Освобождение». Тысячи солдат, сотни единиц боевой техники, почти полное отсутствие декораций — все на натуре, интернациональный актерский состав, десятки кинематографистов из разных стран, работающих над фильмом на протяжении четырех лет съемок. — Приз союза кинематографистов Грузии в честь завершения выдающегося патриотического цикла фильмов на V ВКФ в Тбилиси (1972); — «Серебряная медаль» главного управления общества Польско-советской дружбы, за заслуги в развитии польско-советского культурного сотрудничества на (1977); — Приз ЦК Союза чехословацкой дружбы «Хрустальный кубок» на XVII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1970); — «Золотой значок » главного управления общества Польско-советской дружбы, за заслуги в развитии польско-советского культурного сотрудничества Давыдову В.С.


977); — Отборочная премия «Серебряная сирена» на КФ советских фильмов в Соренто (Италия) (1972); — Приз «Энцо Фьоре» основателя МКФ в Венеции и создателя «Встреч кино» в Соренто Озерову Ю.Н. на КФ советских фильмов в Соренто (Италия) (1972); — Главный приз на МКФ трудящихся Чехословакии в Праге (ЧССР) (1972); — Почетный диплом Союза Чехословацко-советской дружбы на XVIII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1972); — Грамота Тбилисского высшего артиллеристского училища им. 26 Бакинских комиссаров — Грамота политического управления Краснознаменного Закавказского округа на V ВКФ в Тбилиси (1972); — Премия за организацию производства масштабного многосерийного фильма Канарейкиной Л.В. на V ВКФ в Тбилиси (1972); — Главный приз и премия на V ВКФ в Тбилиси (1972); — Назван лучшим фильмом наэкранах страны в (1971) на Конкурсе журнала «Советский экран» (1972); — Главный приз на МКФ трудящихся Чехословакии (ЧССР) (1971); — Почетный диплом комитета союза Чехословацко-советской дружбы на XVII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1970); — Ленинская премия Мягкову А.В., Слабневичу И.М., Курганову О.И., Бондареву Ю.В., Озерову Ю.Н. (1972); — Признан самым популярным фильмом, показанным в Болгарии в 1970 г. (1978)

cinema.mosfilm.ru


Спустя четверть века после победы в самой тяжелой войне в истории страны и человечества в СССР решили, что пришло время для создания главного фильма о войне, который показал бы ее от кабинетов лидеров противоборствующих коалиций и генеральных штабов их армий до окопов, в которых сражались простые солдаты. Как и всегда, создание исторической картины не обошлось без влияния политической конъюнктуры и художественных традиций- что дало новому фильму и свои недостатки, и свои достоинства.

Рубеж 60-70-х гг. привнес в советскую общественную жизнь элемент монументальности и основательности под стать стилю руководства, пришедшего к власти несколькими годами ранее. Брежневское политбюро и само смахивало на монументальную композицию-степенную, забронзовевшую, выдержанную в лучших традициях соцреализма. В нем уже мало что походило на них же самих десятилетней давности- помоложе, пошустрее, подгоняемых неуемной энергией «дорогого Никиты Сергеевича». Окружение «дорогого Леонида Ильича» тяготело к сталинским ампирным традициям не только в политике, но и в искусстве- в том числе и в «важнейшем для нас»-кино. Но как в политике реставрация сталинизма не получилась до конца завершенной, так и в киноискусстве новая эпопея не повторила приснопамятное «Падение Берлина». Подобно тому, как брежневский застой по сравнению со сталинским разгулом был более вегетарианской эпохой, так и кинотворения застоя не смогли до конца отвернуться от гуманистических идеалов оттепели в сторону «монументальной пропаганды»,


От киноагиток сталинских времен в «Освобождении» кое-что есть. Это аккуратненько одетые в гимнастерки с иголочки, непременно увешанные орденами (герои поглавнее) или на худой конец -парой медалей (бойцы и командиры). Это и впервые выведенная на экран после хрущевского разоблачения фигура самого «отца народов», степенно вышагивающего по коврам в кремлевском кабинете и изрекающего замершим в почтительном оцепенении полководцам откровения вроде «„Сталинград-это большое поражение Гитлера, и военное, и политическое“». Плюс еще линия дополнительного очеловечивания архитектора культа с эпизодом о предложении немцев обменять пленного сына Якова на фельдмаршала Паулюса и чеканным ответом „Я солдата на фельдмаршала не меняю“». Симпатии режиссера и сценаристов вполне понятны, хотя и не безоговорочны- все же временами они глухо намекают на то, что для вождя люди- все же щепки, летящие при рубке леса- как в сцене разговора Жукова накануне начала контрнаступления просящего назначить дату на 15 июля и слышащего в ответ из высочайших уст «Будем считать это крайним сроком».


даром главный положительный герой озеровских эпопей, в которого он точно влюблен, -Жуков после этого разговора, качая головой, скупо цедит «Верховный торопит…» А в сцене в концлагере, когда на немецкое предложение сотрудничать шеренга пленных угрюмо молчит, а после сообщения от том, что Сталин приказал всех сдавшихся в плен считать предателями Родины- из нее выходит пусть всего несколько — чуть ли не откровенный антисталинский афронт. Цену торопливости Верховного, измеряемую в солдатских жизнях, на фронте знали слишком хорошо все- от рядового до маршала.

Отдавая дань вниманию к судьбам отдельных людей на войне-моде, заведенной в период «оттепели» и высоко оцененной и зрителями, и критиками в таких фильмах как «Чистое небо», «Летят журавли», «На семи ветрах»- создатели фильма не рискнули от этого целиком отказаться, введя в фильм лирическую линию с Цветаевым (Н. Олялин) и Зоей (Л. Голубкина), которая, правда, выглядит временами настолько неорганично в этом фильме, что критические стрелы в эту задумку запускали даже советские критики во времена триумфа картины в 70-начале 80-х гг., когда она считалась безусловно главным фильмом о войне.


к ни странно, человеческое измерение войны чаще прорывается в иных эпизодах. Например, в уже описанной сцене в концлагере, когда генерал -власовец уговаривает Якова Джугашвили написать письмо отцу с просьбой обменять его на Паулюса, та интонация и выражение глаз, которыми сын Сталина отвергает этот, возможно, последний шанс на спасение- смесь страдания, скорби и в то же время решимости- перевешивают по своему эмоциональному воздействию все остальные лирические вставки.

Все же «Освобождение»-фильм прежде всего о войне. И война эта представлена тут широко и с размахом. Если по художественной высоте и глубине раскрытия человеческих характеров у «Освобождения» немало конкурентов, то в плане кинобаталистики их у него практически нет. Эпизод немецкой танковой атаки под Прохоровкой, когда на зрителя надвигаются всамделишные «Тигры» (специально изготовленные по таком случаю на одном их московских заводов по спецзаказу), оставляя за собой горящие советские «тридцатьчетверки», равно как и последующее описание встречного танкового боя со схлестнувшимися танками и тут и там сцепившимися между ними насмерть в рукопашной танкистами из уже подбитых машин- непревзойденная в отечественном, а на мой вкус- и в мировом кинематографе батальная сцена.


Галерея исторических персонажей действующих в картине- тоже сильная ее сторона, особенно учитывая портретное сходство, которого в ряде случаев (особенно в случаях с Моделем (П. Штурм), Муссолини (И. Гаррани), Ватутиным (С. Харченко), Василевским (Е. Буренковым), Геббельсом (Х. Гизе), Гиммлером (Э. Тиде)) создателям картины удалось достичь почти один в один. Есть и некоторые действительно оригинальные подходы. Например, начальные кадры, когда под вариацию на тему «Священной войны» по обеим сторонам от идущих титров мы видим кадры советской и немецкой кинохроники тех лет. Да и сами титры, когда начинается перечисление ролей(Сталин…Гитлер…Жуков…Маншт- ейн…Скорцени…Муссолини…Черчилль Рузвельт), не могут не заставить учащенно биться сердце всякого, кому интересна история минувшей войны и история вообще.

В целом фильм при всех его недостатках я считаю и режиссерским успехом Ю. Озерова (лучшим- наряду с «Последним штурмом», заключительной частью эпопеи), и яркой страницей советской кинематографии.

9 из 10

www.kinopoisk.ru


Смотрите наши фильмы — на сайте http://кино-мосфильм.рф

Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях!
Facebook: https://www.facebook.com/MosfilmOfficial
ВКонтакте: https://vk.com/club20286388
Instagram: https://www.instagram.com/mosfilm_off…

Смотрите и скачивайте наши фильмы в
App Store — https://itunes.apple.com/ru/app/mosfi…
Google Play — https://play.google.com/store/apps/de…

Грандиозная военная киноэпопея, не знающая аналогов в мировом кино: история Великой Отечественной войны от битвы на Курской дуге до водружения Знамени Победы над Рейхстагом — «Освобождение».
Тысячи солдат, сотни единиц боевой техники, почти полное отсутствие декораций — все на натуре, интернациональный актерский состав, десятки кинематографистов из разных стран, работающих над фильмом на протяжении четырех лет съемок.

— Приз союза кинематографистов Грузии в честь завершения выдающегося патриотического цикла фильмов на V ВКФ в Тбилиси (1972)
— «Серебряная медаль» главного управления общества Польско-советской дружбы, за заслуги в развитии польско-советского культурного сотрудничества на (1977)
— Приз ЦК Союза чехословацкой дружбы «Хрустальный кубок» на XVII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1970)
— «Золотой значок » главного управления общества Польско-советской дружбы, за заслуги в развитии польско-советского культурного сотрудничества Давыдову В.С.


977)
— Отборочная премия «Серебряная сирена» на КФ советских фильмов в Соренто (Италия) (1972)
— Приз «Энцо Фьоре» основателя МКФ в Венеции и создателя «Встреч кино» в Соренто Озерову Ю.Н. на КФ советских фильмов в Соренто (Италия) (1972)
— Главный приз на МКФ трудящихся Чехословакии в Праге (ЧССР) (1972)
— Почетный диплом Союза Чехословацко-советской дружбы на XVIII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1972)
— Грамота Тбилисского высшего артиллеристского училища им. 26 Бакинских комиссаров
— Грамота политического управления Краснознаменного Закавказского округа на V ВКФ в Тбилиси (1972)
— Премия за организацию производства масштабного многосерийного фильма Канарейкиной Л.В. на V ВКФ в Тбилиси (1972)
— Главный приз и премия на V ВКФ в Тбилиси (1972)
— Назван лучшим фильмом наэкранах страны в (1971) на Конкурсе журнала «Советский экран» (1972)
— Главный приз на МКФ трудящихся Чехословакии (ЧССР) (1971)
— Почетный диплом комитета союза Чехословацко-советской дружбы на XVII МКФ в Карловых Варах (ЧССР) (1970)
— Ленинская премия Мягкову А.В., Слабневичу И.М., Курганову О.И., Бондареву Ю.В., Озерову Ю.Н. (1972)
— Признан самым популярным фильмом, показанным в Болгарии в 1970 г. (1978)

www.youtube.com


Освобождение курская дугаОсвобождение курская дугаОсвобождение курская дуга7.40

«Освобождение: Огненная дуга» — это единственный, максимально реалистичный и исторически достоверный фильм о боях на Курском «балконе» летом 1943 года, с момента его выхода на экраны так и не было снято ничего подобного или лучшего.


«Огненная Дуга» — первый фильм (из пяти) в масштабной исторической киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение, и одна из самых крупных войсковых операций на восточном фронте. Наряду с личными судьбами героев на поле боя в фильме показаны и общие батальные сцены, деятельность штабов и разведок, работа ставки верховного главнокомандующего,  тех, кто трудился на фронте и в тылу.

Фильм стоит смотреть-всем кто хочет знать историческую правду, да он художественный, но содержит много исторически правдивых фактов о войне, в отличии западного и современного Российского кино. Великолепный сценарий, мастера военной прозы Юрия Бондырева, тонкая режиссура, операторская работа, особенно батальных сцен восхищают.


Год: 1968
Страна: СССР, Германия (ГДР), Польша, Италия
Режиссер: Юрий Озеров
Жанры Фильма: драма, мелодрама, военный
В ролях снимались: Михаил Ульянов Николай Олялин Лариса Голубкина Фриц Диц Петер Штурм Юрий Каморный Бухути Закариадзе Владлен Давыдов Виктор Авдюшко Владислав Стржельчик

  • Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники. Съёмки проводились в окрестностях города Переславля-Залесского.
  • Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
  • После того, как в 1968 году этот фильм показали маршалу Гречко и генералу Епишеву, картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Юрий Озеров переделывал картину 4 раза и успел закончить следующий фильм эпопеи — «Прорыв».
  • Реально, Т-34-85 был принят на вооружение в 1944 году, и в Курской битве не участвовал. Настоящие герои той битвы, Т-34-76, до дня Победы не дожили, и в фильме их нет. Зато есть ИС-3 в роли советского танка, который был принят на вооружение в 1945 году.
  • Советский танковый ас, Герой Советского Союза, Владимир Бочковский, уничтоживший во время войны 36 бронеединиц противника, критично отзывался об эпизоде в фильме, когда два горящих танка, советский и немецкий, с разных сторон съезжают в реку, из них выскакивают танкисты и вступают в рукопашную схватку. По воспоминаниям сына Бочковского, отец несколько раз был свидетелем похожих эпизодов, но всё происходило совсем не так — танкисты, не глядя друг на друга, тушили свои машины и, не стреляя, разъезжались в противоположные стороны.
  • Из танков т-54 были созданы танки «Тигр». В свою очередь можно увидеть танк Ис-2 переодетый под «Королевского тигра», этот же танк можно увидеть в фильме «Падение Берлина» 1949 года.

Занимательные факты (о всей серии фильмов):

  • До «Освобождения» в советском кино был только один эпический фильм о войне — «Падение Берлина».
  • В «Освобождении» на экран снова вернулся Сталин, со времен XXII съезда как бы не существовавший в истории СССР.
  • Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма. В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек.
  • По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин — в Берлине, Варшава — в Варшаве, Крымская конференция — в Ливадийском дворце, арест Муссолини — в Италии.
  • Озеров стремился снимать фильмы в тех самых местах, где проходили сражения, которым были посвящены части его эпопеи. Съемки проходили в Германии, Польше, Италии. В Крыму, в Ливадийском дворце снимали эпизоды Ялтинской конференции. Сцены взятия Берлина были поставлены на улицах германской столицы – на тех самых, где весной сорок пятого года проходили последние бои, на фоне сохранившихся с тех времен разрушенных зданий. Бой под Прохоровкой снимали в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Съемки затопления берлинской подземки проводились неподалеку от Москвы, на одном из шлюзов Москвы-реки, где были установлены декорации станции метро и установлены немецкие вагоны 1940-х годов.
  • Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. С немецкой стороны одним из консультантов выступал, например, полковник Национальной народной армии Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.
  • Установка на создание киноэпопеи означала необходимость крупного бюджета. Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, значительную часть этого бюджета предоставил СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты. Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
  • Проблемы возникли с военным снаряжением, в особенности со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось нужного количества танков «Тигр» и «Фердинандов». На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов».
  • В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
  • Многие создатели «Освобождения» воевали на фронтах Великой Отечественной войны: режиссер Юрий Озеров, оператор Игорь Слабневич, сценаристы Юрий Бондарев и Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссер Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов и другие с оружием в руках боролись с немецко-фашистскими захватчиками.
  • По первоначальному замыслу, киноэпопея должна была носить название «Освобождение Европы» и состоять из трех частей: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». Впоследствии и концепция, и название цикла были изменены.
  • События фильма, происходящие на советско-германском фронте, показаны в цветном, а события в Москве, за границей и так далее — в чёрно-белом изображении.
  • Впоследствии материалы этого фильма были использованы в сериале «Трагедия века» и фильме «Великий полководец Георгий Жуков».
  • Советский танковый ас, Герой Советского Союза, Владимир Бочковский, уничтоживший во время войны 36 бронеединиц противника, критично отзывался об эпизоде в фильме, когда два горящих танка, советский и немецкий, с разных сторон съезжают в реку, из них выскакивают танкисты и вступают в рукопашную схватку. По воспоминаниям сына Бочковского, отец несколько раз был свидетелем похожих эпизодов, но всё происходило совсем не так — танкисты, не глядя друг на друга, тушили свои машины и, не стреляя, разъезжались в противоположные стороны.
  • Мундир для роли Сталина изготовил тот же самый портной, который шил одежду самому «вождю народов».


Подбор актеров:

  • При подборе исполнителей ролей Юрий Озеров отдавал предпочтение тем кандидатам, кто уже играл того или иного исторического деятеля ранее.
  • Трудности у режиссера возникли с кандидатурой актера на роль Жукова. В этом Озерову помог сам легендарный маршал: «Озеров пожаловался Георгию Константиновичу, что пока не может найти исполнителя на роль Жукова. Отец задумался и сказал, что недавно видел фильм «Председатель». Так вот артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить все сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова. Озеров тут же позвонил Ульянову и сообщил, что Жуков выбрал его…»
  • Когда состоялась телевизионная премьера ленты, Жуков с огромным интересом посмотрел ее от начала до конца. Вспоминает Маргарита Жукова, дочь Георгия Константиновича: «Он загодя сел перед телевизором, протер очки и терпеливо ждал, пока начнется фильм. Во время показа Георгий Константинович все время спрашивал: «А это кто? А это?..» Ему объясняли, что это Василий Шукшин играет Конева, а это Владлен Давыдов в роли Рокоссовского… «Это же надо…» — удивлялся отец. Когда же у него спросили, а сам-то ты как, он сказал: «Я еще ничего, а вот остальные…»»
  • Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.
  • Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для роли побривший голову наголо.
  • Василия Шукшина пригласили сыграть маршала Конева после того, как актера, который был утвержден на роль ранее, «забраковал» сам военачальник, посчитав, что тот недостаточно похож на него.
  • По воспоминаниям Василия Шукшина, однажды в павильоне «Мосфильма», где проходили съемки эпизодов «Освобождения», при встрече с загримированным под Сталина актером Бухути Закариадзе один из консультантов картины, генерал армии стал по стойке «смирно» и отдал честь.
  • В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
  • На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм.
  • Для немецкого актера Фрица Дица «Освобождение» — не первый и далеко не последний фильм, где он играет роль Гитлера. Диц появлялся в образе нацистского фюрера в картинах «Эрнст Тельман — сын своего класса» («Ernst Thalmann – Fuhrer seiner Klasse»), «Замерзшие молнии» («Die gefrorenen Blitze»), «Я, справедливость» («Ja, spravedlnost»), «Семнадцать мгновений весны», «Выбор цели» и «Солдаты свободы». Уговорить актера сняться в фильме Юрия Озерова оказалось нелегким делом: Диц очень не хотел стать заложником одной роли, и чтобы добиться от него согласия на участие в картине, потребовалось личное вмешательство руководителя ГДР Эриха Хонеккера (Erich Honecker). При этом Диц всегда придерживался радикальных антифашистских взглядов и в 1930-е годы, после прихода Гитлера к власти, даже эмигрировал в Швейцарию.
  • Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
  • Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
  • В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие.
  • В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.


voenhronika.ru

«Огненная дуга». События разворачиваются летом 1943 года. После оккупации немецкими войсками территории Курской области маршал Советского союза Георгий Жуков готовит план контрнаступления. После доклада Сталину Жуковым и Рокоссовским утверждена масштабная операция, которая предполагает стянуть все основные силы фронта. Курская битва длится полтора месяца, сотнями тысяч гибнут люди, но все знают, что именно сейчас решается перелом Великой Отечественной войны. Кровавый бой завершается победой Красной Армии. Немецкие войска вынуждены отступить. В этом аду растет любовь капитана Цветаева и медсестры Зои.

«Прорыв. Советские войска гонят немцев из Харькова, Орла и Белгорода. На левом берегу Днепра создается ложный плацдарм, чтобы туда были стянуты основные силы противника. Плацдарм окружается фашистами, и почти все наши солдаты погибают в этом капкане. Среди выживших — капитан-артиллерист Цветаев и майор Орлов. В это время немецкие войска вторгаются в Италию и освобождают Бенито Муссолини. Успехи на фронте советских войск толкают союзников к открытию второго фронта.

«Направление главного удара». Белорусская операция «Багратион» должна поставить точку в этой кровавой войне. В начале лета 1944 года союзные войска высаживаются в Нормандии, и ослабевшая немецкая армия уже не может помешать открытию Второго фронта. Высшее командование Рейхстага пытается заключить мир с американцами и осуществить заговор убийства фюрера. Двадцатого июня совершается неудачное покушение на Гитлера.

«Битва за Берлин». Территории Советского Союза освобождены, но немцы настроены сражаться до последнего. На подступах к Берлину советской армии предстоит взять штурмом Зееловские высоты. Как последние конвульсии что-то исправить выглядят попытки Карла Вольфа договориться с Алленом Даллесом о мире. Для фашистской Германии все кончено. Кольцо трех фронтов сужается.

«Последний штурм». Последние дни войны. Каждому немцу понятно, что война проиграна, и тем не менее Рейхстаг приходится брать штурмом. И вот, наконец, все позади — красное знамя водружено над Рейхстагом. Но Гитлер не может уйти из жизни без последней подлости — он отдает приказ затопить берлинское метро, где находятся беззащитные старики, женщины, дети. Впервые за всю историю войны на спасение жертв встают рука об руку советские и немецкие солдаты вместе…

www.ivi.az

Ordnung Освобождение курская дуга • 12.12.2010 в 15:58

Фильм не самый позорный. Масштаб передан. Актёры, играющие реальных людей — лидеров стран и военачальников — блестяще. Только постановка боёв на средних планах смешная (на крупных — нормально, если не приглядываться), и вымышленные герои — клюквенные. Ну и советская историография, естественно…
Несколько поправок:
1. Наступление было назначено на 3 часа утра по берлинскому времени. А советское командование провело контрартподготовку в 22.30 и 2.20 по московскому(!), в результате чего потери немецкой стороны были крайне незначительны (сохранились немецкие отчёты о повреждённых линиях связи). В советской историографии эту оплошность принято замалчивать.
Наступление, как и было запланировано, началось во-время, по берлинскому.
2. Хотя сроки начала операции несколько раз переносились, через швейцарские источники точный, детальный план наступления немецких войск был передан за 4 месяца (!) до начала операции. Только перенос сроков начала операции позволил советской стороне подготовить оборону и резервы. Советские источники, как правило, склонны приписывать Жукову дар провидения и рисовать картины допроса пленных немецких солдат.
3. Количество "тигров" и "пантер" (пантера — аналог Т-34) составляло чуть более 10% общего числа немецких танков. Советская сторона имела более чем 2-х кратное (а с резервом Ставки — более чем 3-х кратное) превосходство в живой силе и технике. Большинство немецких танков значительно уступали Т-34, вот почему захваченные "тридцатьчетвёрки" немцы охотно использовали, из них была сформирована даже отдельная бригада, эффективно действовавшая в ходе сражения. Колоссальные потери советской стороны в танках не позволяли, разумеется, признать, что немцы воевали на тех же "тридцатьчетвёрках" и устаревших Pz. Тяжёлые танки "Tiger", в основном, использовались в качестве вершины клина при боевом постронии.
4. Основной урон немецким танкам был нанесён в процессе преодоления ими инженерных сооружений — минных полей и противотанковых рвов. Плотность противотанковых мин местами достигала 4 шт на 1м2 (!) В советской историографии этот успех принято замалчивать, в частности, по причине того, что оборона вообще считалась непреодолимой.
5. Встречный танковый бой под Прохоровкой (фланг центрального курского направления)является результатом случайности: Манштейн не планировал встретить сопротивления на этом участке, его и не было-бы, но Жуков направил резервы Степного фронта в усиление центрального курского направления. Резервы эти предназначались для контрнаступления, но фронт трещал и Жуков убедил Сталина кинуть их в оборону, но неверно определил направление немецкого удара. Под Прохоровкой противники случайно встретились (советская историография случайность отрицает). Потери советской стороны в этом бою (как и во всей операции) многократно превысили потери немецкой.
6. Союзники высадились на Сицилии на 7-й день сражения под Прохоровкой, в результате чего немецкие танки были отведены для отправки в Италию (!). В момент отвода войск общий ход сражения был в пользу немецкой стороны (советская историография отрицает и это). Вероятно, в немецкой ставке было решено заморозить активные действия против СССР, ограничившись Восточным Валом и перевести основные силы на Запад.
Отвод войск сломил Манштейна и стал одной из значимых ошибок, приведших к поражению Германии на восточном фронте.

Таким образом, если вырезать из фильма всё враньё, останется минут 5-10. Но эти минуты авторам удались.

my-hit.org

Освобождение курская дуга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.